К 190-летию начала строительства храма Казанской Божьей матери

В издании Енисейского Церковно-Историко-Археологического общества «Краткое описание приходов Енисейской епархии» 1916 г. имеются сведения, что Ачинский Троицкий соборный приход был открыт в 1795г., а построен трехпрестольный Ачинский Троицкий собор в 1802 г.

Казанский кафедральный собор г.Ачинск

       Решение о строительстве храма Казанской Божией Матери было принято еще в 1822 г. жителями г. Ачинска и деревни Мазульской. Возведение церкви планировалось «за речкой Тебдяткой (Тептяткой) по течению ее, по левой стороне», где в летнее время обычно скапливалось большое количество людей (иногородних купцов, комиссионеров, припайщиков и др.). Ачинцы избрали строителями мещан Алексея Даниловича Хворостова и Семена Ермолаевича Патюкова. Однако на прошение о строительстве новой церкви, поданное Хворостовым в Красноярское духовное правление, был получен отказ. Тобольская духовная консистория сочла просьбу о строительстве еще одного храма в городе неоправданной, так как в г.Ачинске в то время уже действовал Троицкий собор. После отказа,  повторное прошение с подобным описанием духовных нужд Хворостов направил Тобольскому и Сибирскому архиепископу Амвросию. В результате в 1825г. был получен «Указ о дозволении устроить просимую церковь в городе Ачинске, за рекой Тебдяткой, вновь каменную». Проезжая через Ачинск в 10 августа 1826 го. Епископ Иркутский, Нерчинский и Якутский Михаил «заложил во имя Казанской Божией Матери трехпрестольный храм».

      Позднее в 1829 г. из прихода Ачинского Троицкого собора был выделен приход Ачинской Богородице-Казанской церкви. В состав прихода, кроме части города, входили дае деревни Мазуль и Карловка. Церковь в приход одна, каменная, построена в 1830г. с тремя престолами: главный в честь Казанской иконы Божьей Матери, правый во славу Вознесения Господня, левый во имя Великомученика и Победоносца Георгия. Церковная библиотека состояла из 538 томов. Церковная летопись велась с 1867 года. В ризнице церкви хранилось св. Евангелие печати 1657 года. Населения в приходе  – 4049 человек, из них православных 3583, католиков – 78, лютеран – 12, магометан 186, евреев – 180. Большая часть прихожан состояла из коренных жителей, а жители деревни Карловка – переселенцы из Полтавской, Черниговской, Киевской губернии. Особым почитанием прихожан пользовалась и пользуется до сих пор икона Казанской Божией Матери, писанная в 18 столетии и, по преданию, найденная на том месте, где и построен Казанский собор.

     В 1917 г. открылась новая страница в истории Русской Православной церкви: начались гонения за веру. Были арестованы церковные счета и описаны церковные ценности.

     В августе 1926 г. был заключен договор между гражданами (прихожанами) г. Ачинска и окрестных селений и Ачинским Городским Советом Рабочих и крестьянских Депутатов в бессрочное бесплатное пользование находящееся в городе Ачинске на площади Первого Мая каменное здание Казанского собора с условиями «обязуемся беречь переданное нам народное достояние, принимаем на себя всю ответственность за целостность и сохранность врученного нам имущества, а также за соблюдение лежащих на нас по этому соглашению и иных обязательств».

     В 1929 году гонения на церковь резко усилились. И в 1932 году Троицкий собор был взорван.

     В ноябре 1937 года угроза разрушения нависла и над Казанской церковью. Специальной комиссией был произведен осмотр церкви, составлен акт, о том, что здание к «дальнейшей эксплуатации непригодно».

     02 сентября 1939 г. Постановлением Президиума Красноярского краевого Исполнительного Комитета «О расторжении договора с Казанской общиной верующих в городе Ачинске» было принято решение «о закрытии Казанской церкви в гор. Ачинске и передачи ее для капитального переоборудования под кино Ачинскому Горсовету».

     07 апреля 1940 года Казанская церковь была закрыта. Началась борьба за Казанский собор. Верующие письменно обращались в Москву с просьбами вернуть храм православным, в том числе и к М.И. Калинину. Представители местной власти утверждали, что здание требует ремонта и представляет собой угрозу жизни гражданам. Красноярская дирекция киносети признала здание непригодным для размещения кинотеатра, а для переоборудования требуется большие затраты, которых у организации нет. Горисполком просил у исполкома крайсовета разрешения «снести здание бывшей Казанской церкви, освободив площадку, для какого-нибудь культурного учреждения, так как данное здание, как исторический памятник, по своей архитектуре и другим особенностям не представляет никакой ценности».

     Окончательный вердикт по делу Ачинской Богородице-Казанской церкви вынес отдел госохраны памятников Управления по делам искусств СНК РСФСР. Согласно письму от 1 февраля 1941 №12-3 было решено, что «здание бывшей Казанской церкви в гор. Ачинске необходимо, сохранить, используя его под культурные цели – как здание, представляющее образец провинциальной классической архитектуры, и которому вполне возможно придать гражданский вид».

     В конце концов, обе стороны остались ни с чем – православный храм не отдали, сносить нельзя, средств на реконструкцию не нашлось. Здание церкви стали использовать для хозяйственных нужд – хранения зерна.

     И только после ремонта, силами прихожан, 19 декабря 1946 года храм был открыт.

Ачинскому Казанскому собору в 2020 г. исполнилось 190 лет– единственному дожившему до наших дней действующему Православному храму, памятнику Православной культуры и центру религиозной жизни нашего города и района. Богослужения в Казанском соборе  г. Ачинска совершаются ежедневно. В приходе действует Православная гимназия начальных классов, воскресная школа, Богословский семинар. Здание храма внесено в реестр памятников культуры и архитектуры Красноярского края.

Основание: Ф. Р-310. Д. 30. Л. 3. Д. 122. Л. 5. Д. 123. Л. 19. Д. 140. Л. 45. Д. 133. Л. 55. 78.

Основание: Сборник: издание Церковно-Историко-Археологического общества «Краткое описание приходов Енисейской епархии» 1916 г.

Дополнительная информация была взята из Википедии, Энцеклопедии.                                                   

Архивист   Е.И. Подкидыш

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *