Юсуф Алиджанович Аскаров – актер, режиссер Ачинского драматического театра

В городе Ачинске во второй половине прошлого века жил и творил великий деятель искусства актер и режиссер Юсуф Алиджанович Аскаров. Играл он в Ачинском драматическом театре и играл так, что зритель ходил не на спектакль, а на него, Аскарова!

Родился Юсуф Алиджанович Аскаров 25 февраля 1917 года в городе Петрограде в семье служащего персидского консульства в России. В 1933 году Юсуф Аскаров выдержал труднейший конкурс и поступил в театральное училище при Ленинградском Большом государственном драматическом театре имени Горького. В 1937 году, после окончания училища с отличием, играл в филиале БДТ в Мурманске, затем служил в армии, в ВВС Северного морского флота, где занимал должность художественного руководителя Дома флота ВВС. В 1946 году незаслуженно осужден по «Традиционной» 58-й статье и приговорен к 10 годам ИТЛ. В лагерях играл в ГУЛАГовском «Крепостном» театре. В 1955 году освобожден и отправлен в ссылку в Абан. В 1956 году реабилитирован Военным трибуналом Северного флота. В городе Ачинске Юсуф Алиджанович Аскаров появился в конце 1957 года как ссыльнопоселенец. В 1958 году пришёл работать в Ачинский драматический театр вначале актёром, затем и режиссёром-постановщиком. В 1969 году артисту Ачинского драматического театра Юсуфу Алиджановичу Аскарову присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР.

«Ачинский театр вошёл в жизнь Аскарова памятной вехой. Аскаров говорил: «…Я выжил только благодаря театру». Юсуф Аскаров на сцене Ачинского театра играл первые роли, и многое ставил сам. На счету этого тонкого, нервного режиссёра, прекрасно знавшего актерскую природу, немало открытий…»Всего за два года работы в Ачинском драматическом театре Аскаров Юсуф Алиджанович показал свой актерский талант и профессионализм. Из творческой характеристики, составленной директором Ачинского городского драматического театра в 1960 году, на артиста Аскарова Юсуфа Алиджановича для представления его к награждению значком Министерства Культуры СССР «За отличную работу»: «В Ачинском драмтеатре Аскаров Ю.А. работает с 1959 года. Артист большого творческого перевоплощения, внутренней силы, большой эмоции и широкого плана. Умело, с большой любовью, им созданы роли Дятлова в «Третьей, патетической», Пчелки в «Стряпухе», Громова в спектакле «Люди, которых я видел», Ямомото в «Празднике фонарей», Георгия Викторовича в спектакле «Трехминутный разговор». Актер большой культуры, активный общественник … Актер широкого плана, большого темперамента, хорошего мастерства…»

Своим талантом, мастерством, неуемной энергией, оригинальными и безумными идеями, азартом и колоритом Юсуф Алиджанович смог завоевать не только любовь Ачинского зрителя, но и критиков.Выдержки из рецензий, изданных в газетах «За коммунизм», «Ленинский путь» за 1966 год, на спектакль «Цыган», поставленный в Ачинском драматическом театре режиссером Ю.А. Аскаровым:«…Станиславский в свое время писал: «Можно докладывать роль со сцены, то есть грамотно читать ее. Это не искусство, а ремесло». Играя главную роль в спектакле «Цыган», режиссер Ю.А. Аскаров не «докладывает» ее зрителям беспристрастно. Он весь сливается со своей ролью…»;«…Режиссер Ю.А. Аскаров – мастер сцены, мастер своего любимого дела. Смотришь на сцену и не видишь тех ограждений, в которых заключается сцена. Это жизнь! Жизнь колхоза конца 50-х годов. Вроде Будулай, из спектакля «Цыган», твой близкий старший товарищ… Конец первого действия. А что же дальше? Ведь… находишься в том оцепенении, которое приходит утром, после сладкого сна. Что дальше?…»; «… Зритель чувствует – вот сейчас на сцене произойдет что-то важное. И он не ошибается… Судьбы героев нового спектакля Ачинского драмтеатра «Цыган» захватывают с первых же минут, волнуют зрителя. Трудными дорогами прошел цыган Будулай. Пережил фронт, пережил потерю близких, родных… – Мне некуда дальше идти, – говорит он. И в этих словах скрыто много горького от одиночества, они звучат, кажется, даже трагически. Но режиссер и исполнитель главной роли Ю.А. Аскаров вовсе не задавался целью показать героя только в таком плане. Ведь Будулай – сильный человек, духовно чистый. А значит, в нем должна жить надежда, вера в прекрасное, в то, что он нужен, он может бросить табор и трудиться как все. Это, пожалуй, главное в цыгане, что привлекает. И когда он в разговоре с секретарем райкома говорит об этом, нет в его голосе ни капли сомнений, нет ничего такого от рисовки или надуманности. Здесь надо отдать должное Ю.А. Аскарову-исполнителю…».

«В книге Сергея Кардаша «Мгновения и годы» есть такие слова Юсуфа Алиджановича: «Какой магнит приковал меня на десять лет к Ачинску? … Очевидно, прежде всего, люди. Да! Невозможно не любить город, в котором оставил частицу своего сердца! Город, где жил и работал с замечательными людьми и чудесными режиссерами, актёрами, художниками…».

Выставка подготовлена к 105-летию со дня рождения Юсуфа Алиджановича Аскарова Ачинским городским архивом по документам личного происхождения краеведа Михаила Ивановича Павленко и документам архивного фонда «КГБУК «Ачинский драматический театр».

Список использованных источников: Кино-Театр.РУ https://www.kino-teatr.ru/teatr/acter/m/sov/347273/bio/; МКУ «Архив г. Ачинска» Ф. Р-709 Оп. 1. Д.542. Л.4-10, 13, 16; Ф. Р-630 Оп.1. Д.13. Л.21; Д. 23. Л.19. Ф. Р-597. Оп.1. Д.63. Л.63.

О.Н.Кильдянкина

                                                                                                             

Статья в газете За коммунизм от 15.11.1964 № 137. Сцена из спектакля “Палата”
Статья в газете За коммунизм от 29.11.1964 № 143. Сцена из спектакля “Лучше останься мертвым”
Статья-в-газете-Ленинский-путь-от-22.04.1965-№-50.-Интервью-актера-к-30-летию-Ачинского-театра
Статья-в-газете-За-коммунизм-от-20.03.1966-№-33.-Сцена-из-спектакля-“Цыган”
Статья в газете Красноярский рабочий от 05.07… №-157.Сцена из спектакля “Цыган”
Статья в газете Ленинский путь 1967 год к 50-летию актера
Статья в газете За коммунизм от 26.02.1967 № 26 к 50-летию актера
Статья в газете Красноярский рабочий от 24.01.1967 № 20 к 50-летию актера
Статья в газете На стройке Сибири от 26.02.1967 № 17 к 50-летию актера
Пригласительный билет на юбилейный вечер, посвященный 50-летию со дня рождения и 30-летию творческой деятельности Аскарова Ю.А.
Пригласительный билет на юбилейный вечер, обратная сторона
Статья в газете Ленинский путь от 02.08.1969 № 93 о присвоении актеру звания Заслуженного артиста РСФСР
Письмо – обращение Юсуфа Аскарова в газете Ачинская газета от 28 апреля 2000 года № 67-69

Юсуф Алиджанович Аскаров – актер, режиссер Ачинского драматического театра: 2 комментария

  1. В 1937 г. Аскаров Юсуф успешно окончил театральное училище при Большом драматическом театре в г. Ленинграде, после чего уехал в Мурманск, где работал актером в филиале БДТ. В 1946 г. был репрессирован, затем — ссылка. В это трудное время он по-прежнему оставался артистом и режиссером, но уже в театре ГУЛАГа. В 1956 г. — реабилитация и работа в Ачинском драматическом театре. В 1969 г. Юсуф Алиджанович стал главным режиссером Кукольного театра в г. Красноярск. В этом же году ему было присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР. Дети Юсуфа Аскарова — Алиджан и Юрий. Старший брат Юрия Юсуфовича Аскарова — Алиджан (так его назвали в честь деда) тоже хотел стать артистом, но отец его отговорил. Алиджан человек с ярким, непримиримым характером, поэтому отец и уговорил сына выбрать «более спокойную», техническую специальность. Сейчас он работает на сталелитейном производстве. А вот Юрий пошел по стопам отца, продолжив актерскую династию Аскаровых.

  2. Изучив литературу, я узнала, что Аскаров родился 25 февраля 1917 года в Петрограде. Его отец был персом (иранцем), служащим персидского консульства в России. Мать работала в артели, куда, кстати, учеником слесаря-механика устроился и сам Юсуф после того, как отец умер, и семья осталась без денег. Свою будущую профессию выбрал еще в школе. Из статьи Виктора Евграфова (сына премьера труппы Абизьского драматического театра Владимира Евграфова), беседовавшего с Юсуфом Алиджановичем Аскаровым: «Перед восседающими за столами элегантными мэтрами – артистами и педагогами – ежатся парни и девчата, пришедшие по объявлению о наборе в студию БДТ. Здесь же и наш юный Юсуф-Али со своим фантастическим репертуаром: лермонтовским Фернандо из драмы об испанцах, отрывком из скетча «100 марок». Его приняли в студию при Большом драматическом театре имени М. Горького, в мастерскую народного артиста СССР Василия Сафронова. Отсюда актёр попадает на сцену театра Мурманска. Когда началась Великая Отечественная война, Юсуф уже служил в воздушной части северного морского флота, где занимал должность художественного руководителя Дома флота ВВС. Но и в такое суровое время Аскаров создает замечательные концертные программы, руководит самодеятельностью летчиков. В 1946 году старшина Аскаров попадает на допрос в «СМЕРШ». Ему предъявляют обвинения: якобы он умышленно испортил избирательный бюллетень. Далее появились подозрения в «шпионских» связях Юсуфа с англичанами. За это он получил 10 лет лагерей. Таким образом, Юсуф Алиджанович оказался на Стройке №503 Салехард – Игарка. В незнакомый ранее посёлок Абизь Аскаров прибыл в 1948 году. Здесь он встретился с бывшим редактором газеты «Известия» А. Моровым, заключённым, заведующим литературной частью Абизьского театра. Рассказал Морову о себе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *